| 
 
 
 
Рынок полупроводников в I квартале 2005 — приятный сюрприз для производителей, головная боль для аналитиков
Сказать, что объемы продаж полупроводников в I квартале удивили большинство мировых экспертов, — это не сказать ничего. Спектр прогнозов не отличался большим разнообразием — в 2005 году ожидали минимального роста продаж, проблем со складскими запасами и низкого уровня загрузки производства. Но рынок преподнес приятный и весьма неожиданный сюрприз — мировые продажи полупроводников в I квартале 2005 года составили $55,3 млрд (по данным Semiconductor Industry Association). Рост по сравнению с аналогичным периодом 2004 года составил 13,2%! 
Почему этого никто не предвидел? 
Всегда любопытно задним числом посмотреть на прогнозы специалистов. В таблице 1 приведены прогнозы ведущих мировых исследовательских центров на 2005 год. 
Таблица 1. Прогноз темпов роста рынка полупроводников в 2005 году 
    | Компания | 
    Прогноз роста рынка в 2005 году | 
 
    | Future Horizons  | 
    +15,0% | 
 
    | VLSI Research + | 
    +9,2% | 
 
    | Dataquest | 
    5,2% | 
 
    | iSupply | 
    +4,7% | 
 
    | Handelsbanken Capital Markets | 
    +2,0% | 
 
    | SIA (Semiconductor Industry Association) | 
    +1,5% | 
 
    | IC Insights | 
    –2,0% | 
 
    | Semico Research | 
    –4,7% | 
 
 
Только прогноз Future Horizons оказался близок к действительности. Президент SIA George Scalise, чей прогноз был приведен в моей статье в январском номере журнала, так прокомментировал результаты I квартала: «Потребительские расходы на электронику в I квартале были существенно выше, чем исторические образцы. Похоже, наш прогноз на 2005 год был излишне осторожен, но рост рынка на 13% по сравнению с высокими продажами 2004 года — это хороший знак для всей отрасли». 
Можно выделить три основные причины ошибочного прогноза большинства компаний: 
- недооценка валютного фактора;
 - излишне пессимистическая оценка мировой экономики в целом;
 - недооценка потребительского рынка.
  
Валютный фактор 
В таблице 2 приведены данные по мировым продажам полупроводников в 2005 году. Если рост в Азии, точнее в Китае, понятен, то рост европейских продаж на 10,5% практически полностью обусловлен падением курса доллара по отношению к евро. 
Таблица 2. Продажи полупроводников в Q1 2005 
    |   | 
    Q1 2005, ($, млрд) | 
    Рост по сравнению с Q1 2004 | 
    Рост по сравнению с Q4 2004 | 
 
    | Америка | 
    9,8 | 
    5,4% | 
    1,0% | 
 
    | Европа | 
    10,5 | 
    10,5% | 
    0,0% | 
 
    | Япония | 
    11,5 | 
    6,5% | 
    -1,7% | 
 
    | Азия | 
    23,5 | 
    21,8% | 
    1,3% | 
 
    | Весь мир | 
    55,3 | 
    13,2% | 
    0,4% | 
 
 
По данным Zvei, реальный рост европейского рынка в I квартале 2005, исчисленный в евро, не превышает 2%. Одновременно низкий курс доллара и, соответственно, «привязанного» к нему курса юаня способствовали удешевлению и росту производства в Китае. 
Рост мировой экономики 
В таблице 3 приведен рост экономики в некоторых крупных государствах. Положительные результаты отмечены во всех регионах: в I квартале 2005 года Япония преодолела девятимесячную рецессию, Китай вернулся к двузначным темпам роста (рост за февраль составил 16%), даже в США, несмотря на низкий уровень роста экономики, потребительский спрос оказался на неожиданно высоком уровне. Все эти факторы незамедлительно отразились на объемах производства полупроводников. 
Таблица 3. Рост валового национального продукта (%) 
    | 2005 | 
    Q2 2004 | 
    Q3 2004 | 
    Q4 2004 | 
    Q1 2005 | 
 
    | США | 
    3,3 | 
    0,0 | 
    0,0 | 
    3,8 | 
 
    | Китай | 
    9,6 | 
    9,1 | 
    9,5 | 
    10,0 | 
 
    | Япония | 
    –0,8 | 
    –1,1 | 
    –0,5 | 
    1,5 | 
 
    | Европа | 
    1,6 | 
    1,2 | 
    1,6 | 
    2,0 | 
 
 
Рост потребительского рынка 
За последние несколько лет структура спроса на рынке полупроводников изменилась — индивидуальные потребители покупают 50% от общего объема рынка, в то время как корпоративные продажи составляют только 45% (оставшиеся 5% приходятся на государственные закупки). Бытовая электроника, компьютеры для домашнего пользования, ноутбуки, автомобили, мобильные телефоны— спрос на полупроводники, заложенные в эти устройства, определяет конечный потребитель. В I квартале 2005 года потребительский спрос как в США, так и в странах ЕС, был на высоком уровне, что сказалось на объеме продаж полупроводников. 
Прогноз до конца 2005 года — проблемы и перспективы 
Основной макроэкономической проблемой, влияющей на рынок полупроводников, будет состояние экономики Китая. Дальнейшие темпы ее роста, планы по изменению курса юаня по отношению к доллару — эти факторы могут существенно изменить темпы роста рынка. В целом, большинство экспертов оценивает дальнейшее влияние китайского фактора как положительное — производство полупроводников в Китае и дальше будет расти опережающими темпами и станет «локомотивом» роста мирового рынка. 
Ситуация на самом рынке полупроводников, несмотря на положительную динамику роста продаж, в марте дала ряд негативных сигналов. В США складские запасы в марте 2005 года выросли на 1,1% и достигли наивысшего уровня (с апреля 2003 года). Складские запасы китайских производителей также оцениваются как избыточные. Подтверждением излишка складских запасов является низкое соотношение заказов к отгрузкам (book-to-billing ratio). В марте этот показатель находился на уровне 0,78 (то есть на каждые 100 рублей отгруженных товаров приходится заказов на 78 рублей). Скорее всего, это говорит о неизбежности снижения продаж во II квартале 2005 года. 
Во II полугодии 2005 года прогнозируется возврат к росту, хотя темпы его в настоящий момент вряд ли кто-либо решится предсказать. Большинство производителей ожидают с июня 2005 года увеличения уровня загрузки производства. Это будет связано с уменьшением за II квартал складских запасов и ростом потребительского спроса (сентябрь-декабрь). 
Области роста 2005 — что будет лидером продаж 
Для оценки перспектив различных сегментов рынка надо посмотреть на итоги 2004 года. На диаграмме представлены доли рынка полупроводников по областям применения. Лидерами роста в 2004 году были компьютеры (+14%), мобильные телефоны (+30%), цифровые телевизоры (+47%) и цифровые камеры (+24%). 
  Диаграмма. Доли рынка полупроводников в 2004 году 
В 2005 году картина будет схожей. Сохранится двузначный рост рынка компьютеров, обусловленный в основном заменой корпоративных компьютеров, приобретенных во время апгрейда 2000 года. Рост беспроводного оборудования будет обусловлен развитием технологий Wi-Fi иширокополосного Интернета. Рост продаж мобильных телефонов замедлится до 8–10% (в штуках), но появление в мобильных телефонах мегапиксельных камер сделает эти устройства самыми продаваемыми цифровыми камкодерами. Эта тенденция будет характерна и для других областей применения полупроводников — увеличение доли электронных устройств в общей стоимости изделия. 
В качестве заключения хочется привести слова президента NVIDIA Corporation, г-на Джен-Чун Хуанга: «Устройства двадцать первого века, которые поражают наше воображение, на самом деле — результат технологий, которые мы создали упорной работой на протяжении четырех десятилетий. Новые товары, о которых мы даже еще не мечтаем, будут использовать все преимущества этих технологий и выведут рынок полупроводников на новые высоты». 
Николай Зинковский 
 
 
						 |