| 
 
 
 
Новые разработки статических преобразователей для электровозов переменного и постоянного тока
ОАО «Электровыпрямитель» является ведущим производителем преобразовательной техники для железнодорожного транспорта в России. Производство этой продукции было начато на предприятии еще в 60*х годах прошлого века. Сегодня на предприятии ведется разработка и освоение новых типов преобразователей для электроподвижного состава, в частности, для модернизации электровозов постоянного и переменного тока были разработаны и изготовлены многоканальные статические преобразователи М-ПП-200М
и М-ОМП-3500. Преобразователи выполнены на современной элементной базе с использованием силовых полупроводниковых приборов собственного производства. 
Для модернизации электровозов постоянного тока ВЛ-10 разработан преобразователь М-ПП-200М, предназначенный для преобразования постоянного напряжения 3 кВ контактной сети в многоканальную систему напряжений для плавного пуска и регулирования оборотов асинхронных двигателей вентиляторов и компрессоров, питания цепей управления, заряда аккумуляторной батареи, питания обмоток возбуждения тяговых двигателей в режиме рекуперации, питания кондиционеров и обогревателей кабин машиниста. 
Структурная схема преобразователя М-ПП-200М приведена на рис. 1. Конструктивно М-ПП-200М состоит из шкафа с двухсторонним обслуживанием. 
  Рис. 1. Структурная схема преобразователя М-ПП-200М 
С одной стороны шкафа расположены высоковольтные входные блоки преобразователя (рис. 2а), а с другой — низковольтные выходные блоки (рис. 2б). 
  Рис. 2. Виды преобразователя М-ПП-200М со стороны высоковольтных (а) и низковольтных (б) блоков 
Входная высоковольтная часть обеспечивает преобразование напряжения контактной сети 3 кВ в стабилизированное напряжение 530 В и состоит из пяти блоков высоковольтных преобразователей БВП-40Н, десяти потенциалоразделяющих трансформаторов, пяти блоков выпрямителя БВ-40, блока питания цепей автоматики БП-1.3 и платы управления. 
Выходная низковольтная часть состоит из пяти унифицированных независимых блоков трехфазных инверторов БТИ-50М, блока инвертора БИ-45, согласующего трансформатора, блока выпрямителя и заряда БВЗ-45, а также блока питания цепей автоматики БП-1.3 и блока возбуждения БВ-30, которые обеспечивают питание вспомогательного электрооборудвания электровоза. 
  Рис. 3. Блок БВП-40Н 
Блок БВП-40Н (рис. 3) преобразует изменяющееся постоянное входное напряжение в два переменных стабилизированных напряжения прямоугольной формы для питания двух потенциалоразделяющих трансформаторов (рис. 4). Блок комплектуется специально разработанными IGBT-модулями с напряжением изоляции 13 кВ (рис. 5). 
  Рис. 4. Потенциалоразделяющий трансформатор 
  Рис. 5. Высоковольтный IGBT-модуль 
Блок БВ-40 выполнен по схеме двух мостовых выпрямителей, соединенных на выходе параллельно, и предназначен для выпрямления переменного напряжения прямоугольной формы в постоянное напряжение промежуточной шины питания 530 В. 
Блок БП-1.3 (рис. 6) преобразует изменяющееся входное постоянное напряжение в стабилизированное постоянное напряжение для питания цепей автоматики преобразователя. 
  Рис. 6. Блок БП-1.3 
Блок БТИ-50М предназначен для преобразования постоянного напряжения в частотно-регулируемое трехфазное переменное для питания асинхронных двигателей приводов вентиляторов, компрессоров и других нагрузок. Блок является универсальным и может обеспечивать регулируемое выходное напряжение в диапазоне 35–380 В с частотой 5–50 Гц или нерегулируемое напряжение 220/380 В с частотой 50 Гц. 
Блок БИ-45 преобразует постоянное напряжение в переменное прямоугольной формы для питания согласующего трансформатора. 
Блок БВЗ-45 состоит из трех независимых выпрямителей и предназначен для выпрямления переменных напряжений прямоугольной формы в постоянные напряжения для блока возбуждения БВ-30, заряда аккумуляторной батареи и питания цепей автоматики электровоза. 
Блок БВ-30 (рис. 7) преобразует постоянное напряжение в регулируемый по величине ток для питания обмоток возбуждения тяговых двигателей в режиме рекуперативного торможения. 
  Рис. 7. Блок БВ-30 
Основные параметры преобразователя М-ПП-200М приведены в таблице 1. 
Таблица 1 
    | Наименование параметра | 
    Значение параметра | 
 
    | Входные параметры преобразователя | 
 
    | Номинальное входное постоянное напряжение, В | 
    3000 | 
 
    | Диапазон изменения входного напряжения, В | 
    2200-4000 | 
 
    | Мощность, кВт | 
    200 | 
 
    | КПД при номинальной нагрузке, %, не менее | 
    92 | 
 
    | Выходные параметры преобразователя | 
 
    | Канал 1…4 (питание асинхронных электродвигателей): | 
 
    | Линейное напряжение, В эфф. | 
    125-380 | 
 
    | Число фаз | 
    3 | 
 
    | Частота, Гц | 
    15-50 | 
 
    | Выходная мощность, кВА | 
    50 | 
 
    | Канал 5 (питание кондиционера и печей обогрева кабин машиниста): | 
 
    | Линейное напряжение, В эфф. | 
    220-242 | 
 
    | Число фаз | 
    1 | 
 
    | Частота, Гц | 
    50 | 
 
    | Выходная мощность, кВА | 
    10 | 
 
    | Канал 6 (цепи автоматики): | 
 
    | Постоянное напряжение, В эфф. | 
    50 | 
 
    | Выходная мощность, кВт | 
    8 | 
 
    | Канал 7 (заряд аккумулятора): | 
 
    | Линейное напряжение, В эфф. | 
    30-74 | 
 
    | Выходная мощность, кВт | 
    5 | 
 
    | Канал 8 (питание обмоток возбуждения тяговых электродвигателей): | 
 
    | Ток возбуждения, А | 
    50-800 | 
 
    | Выходная мощность, кВт | 
    30 | 
 
 
Применение М-ПП-200М позволяет отказаться от электромашинных генераторов, заменить высоковольтные коллекторные двигатели вентилятора и компрессоров низковольтными асинхронными двигателями, и тем самым повысить надежность работы вспомогательного оборудования, снизить уровень шумов и расход электроэнергии за счет частотного регулирования. 
Преобразователь М-ПП-200М, в составе электровоза ВЛ10П прошел испытания на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в г. Щербинке. Произведена опытная эксплуатация электровоза с данным преобразователем в локомотивном депо Златоуст в горной местности в условиях изменения напряжения в контактной сети. Пробег электровоза перед началом приемочных испытаний составил 5574 км. 
Для грузопассажирских электровозов переменного тока ВЛ40П ОАО «Электровыпрямитель» разработан другой многоканальный преобразователь — М-ОМП-3500. Этот преобразователь служит для питания тягового электропривода и цепей собственных нужд электровоза. 
Структурная схема преобразователя М-ОМП-3500 приведена на рис. 8. 
  Рис. 8. Структурная схема преобразователя М-ОМП-3500 
Преобразователь состоит из выпрямителя В-ОПП-3200 (рис. 9а), двух шкафов преобразователей частоты ШПЧ-150 (рис. 9б), трех блоков питания и двух сглаживающих реакторов. 
  Рис. 9. Выпрямитель В-ОПП-3200 и шкаф ШПЧ-150 
B-ОПП-3200 представляет собой четырехканальный регулируемый тиристорный выпрямитель для многозонного ступенчатого регулирования напряжения питания четырех коллекторных тяговых двигателей. Питание выпрямителя осуществляется от специальных обмоток тягового трансформатора. 
ШПЧ-150 предназначены для питания асинхронных двигателей вентиляторов, компрессоров и маслонасоса электровоза ВЛ-40П. Каждый шкаф состоит из трех унифицированных независимых блоков трехфазных инверторов БТИ-50М по 50 кВА каждый и стабилизированного блока выпрямителя БВ-150. Питание всех БТИ-50М осуществляется от обмотки собственных нужд тягового трансформатора через блок БВ-150 с выходным напряжением 530 В постоянного тока. 
Параметры выпрямителя В-ОПП-3200 и шкафа ШПЧ-150 приведены в таблице 2. 
Таблица 2 
    | Наименование параметра | 
    Значение | 
 
    | Выпрямитель В-ОПП-3200 | 
      | 
 
    | Входное напряжение, В | 
    150-1220 | 
 
    | Выходное напряжение, В | 
    50-1100 | 
 
    | Выходной ток канала, А | 
    880 | 
 
    | Количество каналов | 
    4 | 
 
    | Частота входного напряжения, Гц | 
    50 | 
 
    | Число фаз сети | 
    1 | 
 
    | Шкаф преобразователей частоты ШПЧ*150 | 
      | 
 
    | Входное напряжение, В | 
    380 | 
 
    | Количество каналов шкафа | 
    3 | 
 
    | Число фаз каждого канала | 
    3 | 
 
    | Выходное номинальное линейное напряжение каждого канала, (действующее значение первой гармоники), В | 
    380 | 
 
    | Диапазон изменения частоты выходного напряжения каждого канала, Гц | 
    15-50 | 
 
    | Максимальная мощность каждого канала, кВА | 
    50 | 
 
    | Суммарная мощность каналов, кВА | 
    150 | 
 
    | Коэффициент мощности нагрузки по каждому из каналов при номинальной нагрузке двигателя, не менее | 
    0.87 | 
 
 
Применение В-ОПП-3200 позволяет отказаться от коммутационного и реакторного оборудования, повышает тягово-энергетические показатели электровоза в целом и дает экономию электроэнергии по сравнению с электровозом ВЛ-80С порядка 7–11%. 
Использование двух ШПЧ-150 в электровозе ВЛ-40П снижает расход электроэнергии на собственные нужды электровоза, увеличивает ресурс вспомогательных машин и исключает из схемы электровоза электромашинный фазорасщепитель, что в конечном итоге сокращает затраты на обслуживание и ремонт электровоза. 
Электровоз ВЛ40П с преобразователем М-ОМП-3500 прошел тягово-энергетические испытания на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в г.Щербинке. Суммарный пробег восьми электровозов, укомплектованных этими преобразователями, к настоящему времени составляет более 850 тыс. км. 
В настоящее время на предприятии ведутся разработки многоканальных статических преобразователей для отечественных локомотивов нового поколения. 
Виталий Суслов, Александр Живечков, 
Олег Арискин, Георгий Шестоперов 
  
 
						 |